Этот храм я увидел по дороге из Вереи в деревню Ефаново, где последнюю треть жизни провел Петр Мамонов.


Вдали от городской суеты в подмосковном медвежьем углу на границе Калужской области стоит село Спас-Косицы. Здесь тишина, покой, и одинокий полуразрушенный полувосстановленный храм на фоне исконно русского пейзажа. Спас-Косицы – какое интересное название у села: то ли косы здесь заплетали, то ли косари жили. С первой частью названия все понятно – оно явно имеет церковное происхождение. Можно безошибочно определить, что здесь стоит храм Спаса Преображения.


Церкви, освященные во имя одного из двунадесятых праздников православной церкви – Преображения Господа Иисуса Христа, в народе известного как «Яблочный Спас» – именовались Спасскими. Многочисленные села с таким церковным престолом назывались Спас, а далее шел местный ориентир, указывающий на их положение: Спас-Загорье, Спас-Прогнанье, Спас-Косицы. Название последнего села в официальных документах пишется с удвоением конечной буквы «с»: Спасс-Косицы. Почему, не понятно, возможно под влиянием прилагательного Спасское.


В географическом указателе Московской духовной консистории за 1910-1913 годы содержится запись: Преображенская церковь, село Спас-Косицы Верейского уезда. На что же указывает вторая часть названия села: Косицы? По этому поводу существует несколько версий. По одной из них оно происходит от имени-прозвища Косица – священник или мирянин, носящий короткую косу. Согласно другой версии, название села абсолютно не связано с косами, и вообще произносится с ударением на первом слоге: КОсица. По преданию, в старину немая девочка косила в этих местах траву и нашла образок. Она поцеловала образок и сразу избавилась от немоты. От слова «косить» и пошло название деревни.


Селение впервые упоминается в документах в конце 17 века: "Во дворцовой Вышегородской волости деревня что был приселок Спасской на речке Исме и на речке Ракитенке, а в ней место церковное за кладбищем". В феврале 1751 года императрица Елизавета Петровна пожаловала графу Александру Ивановичу Шувалову железные заводы в Малоярославецком и Боровском уездах, а также дворцовую Вышегородскую волость Верейского уезда, куда входило и село Спас-Косицы. Александр Иванович был доверенным лицом Елизаветы Петровны, а затем Петра III, и долгие годы возглавлял Тайную канцелярию.


Это было время дворцовых переворотов – вспомните «Гардемарины, вперед!». Под руководством Александра Шувалова расследовалось дело личного врача императрицы Лестока, велось следствие по делу Бестужева. Однако, во время переворота, в результате которого на трон взошла Екатерина II, Шувалов пытался уговорить гвардию сохранить верность Петру III. На этом государственная служба для Шувалова окончилась, он был отправлен в отставку и уехал в свое имение в село Косицы. Здесь он построил церковь Преображения Господня, здесь он жил с женой до самой смерти, здесь был похоронен в построенном им храме. Куда и когда пропал барский дом неизвестно – не осталось никаких следов усадьбы. От прежней жизни сохранилась лишь Преображенская церковь и стоящая рядом колокольня.


Начало строительства церкви обычно датируется 1761 годом, архитектор не известен. По самой распространенной версии авторство приписывается московскому архитектору Карлу Бланку. Он или не он, но проект разработал один из крупных зодчих своего времени. Храм каменный, четырехстолпный и пятиглавый имеет в плане правильный квадрат. Пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизирует Христа в окружении четырех евангелистов. Этот символ прижился в России с 11-12 веков. Для истории архитектуры храм ценен достаточно редким сочетанием зрелого барокко и раннего классицизма. Внутренне пространство храма освещается арочными и овальными окнами.


Церковь была усадебной – на это указывает отсутствие трапезной. Огромный проем-лаз в фундаменте храма, возможно, остался после разрушения усыпальницы Шуваловых. Мне кажется, что церковь похожа на провинциальную версию Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга, перенесенную в подмосковную глубинку. Возможно, неизвестный талантливый автор эти собором и вдохновлялся. Рядом с храмом стоит массивная трехъярусная колокольня, которая по существу является самостоятельным вторым храмом. На первом ярусе колокольни церковь во имя святителя Димитрия Ростовского. Подробности рассмотреть трудно – здание целиком в строительных лесах. Храм и колокольня являются памятниками архитектуры федерального значения.


Преображенская церковь продолжала действовать и после 1917 года. После закрытия монастыря Зосимова пустынь насельницы обители нашли себе пристанище в соседних деревнях. В Спас-Косицах стали жить четыре сестры Мамонтовы со своей матерью. Они не оставляли церковь и молитву, ходили в храм на богослужения. Сестры занимались рукоделием для своего пропитания. Евфимия Мамонтова несла послушание псаломщицы в Преображенской церкви. Сестры были арестованы 25 мая 1931 года. Когда их выводили из дома, они запели духовные песни. О своем отношении к советской власти каждая из сестер сказала на допросе, что этой власти не сочувствует, так как является человеком верующим, а советская власть преследует религию. 28 июня судебная тройка приговорила сестер к трем годам исправительно-трудовых лагерей и пятилетней ссылке в Казахстан. В 1950-е годы сестры Мамонтовы жили в Боровске.


Спасо-Преображенский храм помнит страшную военную историю. Осенью 1941 года гитлеровцы рвались к Москве, противник занял Спас-Косицы и соседние населенные пункты. В середине января 1942 года произошли драматические события. Фашисты перед отступлением из 28 домов села сожгли 24, а несколько сотен мирных граждан, в основном женщин и детей, из Спас-Косиц и окрестных деревень согнали в Преображенский храм. Только мужество и стойкость простого солдата спасли их от верной гибели. Морозы стояли под двадцать градусов, люди находились в неотапливаемом храме без теплой одежды, еды и воды уже пять дней. Дети умирали от голода и холода. Церковь была заминирована, около нее стоял взвод солдат с автоматами и пулеметами. На вражескую засаду наткнулась группа из 7 разведчиков-лыжников, которые услышали плач женщин и детей, доносившийся из церкви. Разведчики попали под пулеметный огонь. Из группы выжил лишь один красноармеец – сержант Филипов. Он был ранен, но притворился мертвым. Когда немцы стали снимать с убитых валенки и шинели, солдат от боли пошевелился и получил еще одну пулю в бок. Истекая кровью, получивший 7 ранений сержант сумел ночью проползти больше трех километров до своих и передать сведения о пленных в храме командиру дивизии Орлову. 17 января 1942 года автоматчики сержанта Бичука 6 дивизии Народного Ополчения уничтожили засаду и спасли от гибели 700 советских граждан. Об этом событии сообщает полустертая мемориальная табличка на стене храма. Младший сержант Сергей Григорьевич Бичук был награжден орденом Красной Звезды. Евгений Петрович Филипов – командир 72-го особого отделения разведки 160-ой дивизии получил звание младшего лейтенанта и был убит через год – 20 января 1943 года. Он похоронен на дивизионном кладбище в деревне Холмы Калужской области.


Религиозная община в селе Спас-Косицы Наро-Фоминского района была снята с регистрации в 1961 году. Историческая отделка и убранство храмов были утеряны еще раньше. В 1970-е годы церковь использовали под зернохранилище. Потом храмы стали разрушаться – посыпались кирпичи. Они и сегодня валяются повсюду: идет вялотекущая перманентная реставрация. На территории Наро-Фоминского района находится более 50 храмов и часовен. Далеко не все из них действуют или имеют благообразный вид. Церковь в Спас-Косицах очень медленно, но все же восстанавливается. Вставлены новые окна, заделана огромная дыра в фундаменте, цоколь обложен блоками под мрамор. Это колоссальные средства, а прихожан мало: десяток постоянных жителей плюс летом приезжающие дачники. В объявлении у храма указаны три дня летних богослужений: 6 июня, 12 июля и 19 августа – престольный праздник. Можно было бы включить храм в состав маршрута Боровск – Верея, но это всего лишь мечты. Да и короткой дороги до Боровска нет: по прямой 10 км, а в объезд – больше 40. Но я все равно верю, что нам по силам достойно содержать храмы. Особенно такие! Будете проездом в этих местах, увидите среди полей изящный церковный силуэт – обязательно сверните с дороги по указателю с самобытным названием Спасс-Косицы.


У дороги рядом с селом Спасс-Косицы на высокой водопроводной башне живут аисты. Они прилетают сюда каждую весну, чтобы вывести потомство на родине. Жарким летом 2021 года в гнезде мы увидели 5 аистов: родители и три птенца. Такой трогательный символ новой жизни. У дома, возле которого живут аисты, счастливая судьба.

Московская область, Наро-фоминский район, деревня Спасс-Косицы
Церковь Преображения Господня,
Церковь-колокольня Димитрия, митрополита Ростовского