Уникальный город, сохранивший атмосферу России 19 века. Город с запредельной концентрацией архитектурных памятников без новостроя и лубочных картинок и почти без туристов.
Поездка в Торжок похожа на путешествие во времени. Выезжая из Москвы XXI столетия, через три часа неожиданно попадаешь в красивейшее место из 18-19 веков. Старинный город полностью сохранил историческую среду: целые кварталы в центре, малоэтажная каменная застройка и чудный вид с моста через реку Тверца. Представляете себе, до сих пор самая высокая городская постройка – Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа Борисоглебского монастыря. Город стоит на холмах, и их значительно больше, чем в столице. Местные краеведы утверждают, что холмов 26. И почти над каждым холмом видна церковная маковка. Правда, все храмы сохранились по-разному, и только 10 церквей действующие, остальные находятся в разной степени заброшенности. Но все равно поразительно много для небольшого провинциального города.
Историко-архитектурный центр Торжка объявлен заповедной зоной, и подобных городов всего 45 в России. Но Торжок – один из самых древних. Считается, что город был основан более тысячи лет назад новгородскими купцами в месте, где в реку Тверца впадает ручей Здоровец. И судя по названию, всегда был в центре торговли. В летописи 12 века город упоминается как Новый Торг, а жители города до сих пор называют себя новоторами. Избежав масштабной реконструкции, Торжок сохранил историческую красоту патриархальной России, хотя часто сохранность оставляет желать лучшего.
Довольно необычно смотрится герб Торжка, на котором в лазоревом поле изображены три золотых и три серебряных голубя с красными лентами на шее. Герб был утвержден в 1780 году Екатериной II. Составлял гербы Российской империи итальянец граф Франциско Санти. Его работы имели простое поверхностное объяснение и скрытый замаскированный смысл. Второй смысл помогали раскрыть подготовительные тексты, но в случае Торжка они не сохранились. Приходится объяснять появление голубя в качестве главного символа города, используя несколько версий, иногда легендарных.
По одной из легенд в городе всегда было много голубей. А как же иначе: когда купцы привозили в Торжок товар, к причалу слетались голуби, привлеченные рассыпавшимся при перегрузке зерном, чечевицей и горохом. В 15 веке новоторы стали чеканить собственную монету, и они изобразили на ней голубя. А с монеты птицы попали на герб. Золотые голуби символизируют богатство города, серебряные – гостеприимство жителей, а красные ленты – тяжелую судьбу Торжка, неоднократно подвергавшегося нападению. Более географическая версия допускает, что шесть голубей – это шесть дорог, выходящих из шести ворот старинной крепости города: на Москву, Новгород, Старицу, Ржев, Осташков и Бежецк. Самая прозаическая легенда утверждает, что Екатерина II, проезжая мимо Торжка, увидела в небе много голубей и приказала изобразить их на гербе города.
История Торжка окутана многочисленными легендами. Первая и самая раскрученная легенда – Пожарская котлета. А сюжет о ее появлении со временем стал настоящим детективом. Как ни странно, происхождение и слава этих котлет тесно связаны с особенностями передвижения из Петербурга в Москву два века назад, еще до появления железной дороги. Путешествие занимало примерно 5 суток, еда в придорожных трактирах, которые держали разбогатевшие ямщики, была отвратительной. В Торжке, напротив, кормили весьма вкусно. Трактир и гостиницу в городе открыл бывший ямщик по фамилии Пожарский. После его смерти бизнес перешел к дочери Дарье Евдокимовне, старшей из девяти детей. В трактире Пожарских подавали вкусные и весьма дорогие котлеты по цене рубль за две штуки. Об этом кулинарном шедевре путешественники оставляли восторженные отзывы, а Пушкин сочинил стихи и прославил блюдо на века.
На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай
И отправься налегке.
Причем, налегке – это намек на единственный в Торжке туалет со смывом, который был у Пожарских.
Одна из красивых легенд о происхождении котлет повествует об остановке в Торжке императора Александра I. Пожарскому заказали приготовить телячьи котлеты. Свежей телятины не нашлось, трактирщик уже собирался резать единственную корову. Дарья, видя отчаяние отца, приготовила котлеты из курицы. С хрустящей корочкой, панированные в сухарях из белого хлеба, с кусочком масла внутри. Котлеты так понравились императору, что он повелел называть их «Пожарскими» и готовить для царской семьи. Продолжение этой легенды приписывает Дарье Пожарской мастер-классы для придворных поваров во дворце в Петербурге. По другой легенде придворный живописец изобразил Дарью с младенцем – сыном князя Волконского на руках. Портрет существует, но то, что женщина на нем именно Дарья Евдокимовна, скорее всего лишь домысел.
Дарья Пожарская прожила 55 лет, детей у нее не было, в конце жизни она была объявлена банкротом в результате судебной тяжбы с родственниками. После открытия в 1851 году железной дороги между Москвой и Петербургом время расцвета знаменитой гостиницы и трактира завершилось. Посетителей стало заметно меньше, путешественники предпочитали поезд. Уже в наше время в 2002 году сгорело само здание, его заново отстроили в 2013 году, и сейчас здесь этнографический музей. А легендарные котлеты остались. В 2021 году бренд «Пожарская котлета» занял 3 место в конкурсе «Вкусы России» в номинации «Кулинарное наследие».
Древний Торжок явил миру первого канонизированного святого Тверской земли и одного из первых святых Русской церкви. Ефрем Новоторжский – святой покровитель города. Он жил в 11 веке, и до появления в Торжке его звали Ефрем Угрин, т. е. приехавший из Угрии (Венгрии). На Русь венгр Ефрем прибыл с двумя младшими братьями – Георгием и Моисеем. Они поступили на службу к ростовскому князю Борису – сыну князя Владимира Крестителя. После смерти Владимира его сыновья Борис и Глеб отказались участвовать в междоусобной войне со своим братом Святополком и были убиты. Вместе с Борисом погиб и его слуга Георгий. Убийцы не смогли снять с него золотую гривну, подаренную князем, и отрубили Георгию голову. Через несколько дней трагически погиб и князь Глеб.
Ефрем не участвовал в последнем походе князя Бориса. Узнав о гибели брата, он пришел, чтобы предать его тело земле, но нашел там лишь одну голову. Ефрем был потрясен злодейством и решил посвятить свою жизнь добрым делам и Богу. Он оставил службу и поселился в уединении недалеко от Торжка. На этом месте Ефрем основал монастырь во имя святых князей Бориса и Глеба. Новоторжский Борисоглебский монастырь, возможно, является самым древним из сохранившихся православных монастырей в России. В житийной литературе 17 века датой его основания называется 1038 год. Перед кончиной Ефрем Новоторжский завещал положить в свой гроб голову брата, которую он тайно хранил 38 лет.
Борисоглебский монастырь стоит на высоком берегу Тверцы. Он много веков выполнял защитные функции и неоднократно разорялся при нападении новгородцев, тверичей, поляков, литовцев и татар. Обитель сильно пострадала при пожаре в 1742 году. В советское время в монастыре была тюрьма строгого режима и лечебно-трудовой профилакторий. Монастырь нуждается в реставрации, которая началась, но продвигается неспешно. Центральное место в обители занимает величественный Борисоглебский собор. Он был спроектирован архитектором Николаем Львовым и поставлен на месте старого собора, построенного преподобным Ефремом и его учеником преподобным Аркадием. В 11 веке это было единственное каменное монастырское здание от Новгорода до Ростова.
На церемонии заложения нового храма присутствовала Екатерина II и поставила в основание первый камень. У подножия Борисоглебского собора в траве видны фрагменты каменных стен. Это все, что осталось от первого храма. Говорят, что сам храм 11 века архитектор Львов просто сбросил с высокого берега в Тверцу. Борисоглебский собор расписывал и писал для него иконы известный художник Владимир Боровиковский. Иконы были утрачены после закрытия собора в 1931 году, чудом сохранились фрагменты фресок. Собор находится в стадии реставрации и нуждается в капитальном ремонте.
Среди сооружений монастыря выделяется Свечная башня, построенная в 1809 году. Это самое молодая постройка в обители. Внутри башни четыре уровня, на нижнем находилась свечная лавка, на верхнем – смотровая площадка. Вход на первый этаж расположен с внешней стороны монастыря. Находясь в монастыре, в башню можно войти только на второй этаж с галереи монастырской стены. Можете не сомневаться, с башней тоже связаны городские легенды. Говорят, что в Свечной башне раньше находилась библиотека, где Николай Михайлович Карамзин работал над «Историей государства Российского».
Другая легенда приписывает башне функции гидрометцентра. Долгие годы каждое утро на смотровую площадку выходил монах и проходил вдоль балкона. Жители города смотрели на цвет его одежды. Белое одеяние означало, что ожидается солнечный день, черное говорило о пасмурной ненастной погоде. Монах никогда не ошибался, и его предсказание считалось чудом. Но потом выяснилось, что в монастыре был барометр. В наши дни туристы любуются со смотровой площадки замечательными видами Торжка и Тверцы. А про другие легенды города можно расспросить хранителя башни новоторку Юлию.
Древний Торжок не раскручен, как города Золотого кольца. Здесь нет толпы туристов. Здесь жива настоящая не залакированная история российской провинции со своими легендами и мифами. Город сказочно красив. Это ли не повод приехать в Торжок.
Комментарии (0)
15.04.2023
Поделиться:
Добавить комментарий: