Приезжая в Коломну, невозможно обойти вниманием Щуровский храм Пресвятой Троицы.
На полпути между Москвой и Рязанью на двух водных стрелках и трех реках: Ока, Коломенка и Москва-река стоит один из древнейших городов Подмосковья – Коломна. Уже в самом начале 14 века Коломна была присоединена к Московскому княжеству. А вот село Щурово, отделенное от Коломны лишь Окой и почти такое же древнее, как и город – всегда было рязанским. Река Ока, которая разделяет Коломну и Щурово, еще в 19 веке служила естественной границей губерний. Находившиеся на правом берегу города и села не входили в состав Московской губернии: Кашира была в Тульской, Щурово – в Рязанской. В наши дни Щурово не только стало «московским», но и вошло в состав Коломны, а современная граница с Рязанской областью отодвинулась на 45 км южнее. И хотя теперь это место называется весьма витиевато: Исторический район Щурово в городе Коломна – все по-прежнему называют его селом. Найти Щурово в Коломне очень просто: нужно проехать по самой длинной улице города с названием из 20 века – улица Октябрьской Революции – и переехать по автомобильному мосту через Оку. Кстати, этот мост также является самым длинным в городе. Рядом расположен еще один мост – железнодорожный. Находясь рядом с мостом замечаешь что-то странное в движении поездов по дороге. Я никак не мог понять, что же не так с поездами, и что мне кажется непривычным. А потом прочитал: участок железной дороги Москва-Рязань единственный в России с «неправильным» левосторонним движением. Англичане строили…
Приход железной дороги в Щурово, которое в середине 19 века все еще было рязанской «глухоманью», изменил жизнь села коренным образом. Шурово стало привлекательным местом для предпринимателей. В окрестностях села по правому берегу Оки имелись залежи глины и известняка, пригодные для производства извести, цемента и строительной плитки. Но разрабатывать камень было невыгодно: как его доставлять на заводы? Однако, известняк был весьма высокого качества: камень, добытый выше Щурова в свое время использовался для облицовки первого храма Христа Спасителя в Москве. Но постепенно ту каменоломню закрыли. В 1860-х годах в селе появились представители фирмы, которые сделали выгодные предложения местным землевладельцам о покупке нескольких участков. Щурово перестало быть барским селом и стало превращаться в промышленно-торговое.
Судьбу Щурова изменила не только железная дорога и технический прогресс, но и «русские немцы». Два Эмиля: Липгарт и Рингель – прибалтийские немцы, которые выбились практически из самых низов. Один – сын аптекаря, второй – сын подмастерья-каменщика. Познакомились в Риге, где они занимались коммерческими операциями. Затем перебрались в Москву и учредили Товарищество «Эмиль Липгарт и К°», куда вошел еще и брат Липгарта. Дела шли неплохо, и партнеры решили заняться бизнесом, связанным с производством строительных материалов. В 1870 году они построили в Щурово один из первых в России цементных заводов.
Завод заработал, и начал расти поселок. Посмотрите на щуровские улицы, построенные заводчиками: они по-немецки прямые. Были возведены школа и больница. Селу стал необходим новый каменный храм. В 1892 году владелец завода Эмиль Липгард и совладелец Эмиль Рингель начинают храмовое строительство. Архитектором был выбран Максим Карлович Геппенер – еще один «русский немец» в судьбе Щурова. Интересно, что Геппенер никогда до этого не строил храмы. Это был, так сказать, коммунальный зодчий. Причем, весьма талантливый. Московские коммунальные сооружения по проектам Максим Геппенера являются настоящими произведениями архитектурного искусства. Достаточно вспомнить здание знаменитой пожарной каланчи в Сокольниках – яркий пример краснокирпичного стиля Геппенера.
Троицкий храм Щурова строился 9 лет, еще 7 лет ушло на роспись стен, и лишь в 1907 году состоялось освящение церкви. Братья Липгарты не дожили до этого события. Храм в византийском стиле получился неординарным и уникальным не только для Коломны. Построенный с немецким усердием и русским размахом, он стал символом перемен в жизни села. Строительный материал был местный, кирпич покупали у коломенского врача Модеста Лозовского, который помимо основного занятия имел небольшой кирпичный заводик. В храме Пресвятой Троицы гармонично соединились красота и легкость, грандиозность и сила. Большой 10-метровый купольный свод сразу венчается крестом без маковки. Полосатая кирпичная кладка по типу слоеного пирога придает зданию весьма нарядный внешний вид. Внутри храм светлый и грандиозный, ощущение простора подчеркивает изящное решение объема высотой 24 метра. Первоначальные росписи храма до наших дней не сохранились, как они выглядели можно судить лишь по отдельным фрагментам.
Привычная размеренная жизнь Щурова, храма и завода оборвалась весьма резко. В 1914 году после начала Первой мировой войны все «русские немцы» сразу же попали под подозрение. Товарищество «Эмиль Липгарт и К°» стало постепенно избавляться от своих долей в предприятиях. В 1918 году все заводы Липгартов были национализированы, Сыновья Липгарта и семья Рингеля были вынуждены эмигрировать в Германию. Сам Эмиль Рингель, будучи уже в преклонном возрасте, остался в России, и его дальнейшая судьба неизвестна. Эмиль Липгарт и Максим Геппенер лежат на Введенском (немецком) кладбище в Москве. Правда, могила архитектора не сохранилась. Одна из ветвей Липгартов не уехала из России, их потомки до сих пор живут в Москве. Внучатый племянник основателя завода в Щурове Андрей Александрович Липгарт – выдающийся конструктор, создатель легендарного автомобиля «Победа». Хотя сами Липгарты были по вероисповеданию лютеранами, многие их потомки стали православными людьми. Они поддерживают связи с Троицким храмом в Щурове, который построили их предки.
Щуровский храм Пресвятой Троицы долго сопротивлялся новым порядкам, но был закрыт и разграблен в 1929 году. За следующие 62 года храму был нанесен огромный урон. Здание разделили на два этажа, в которых размещались и театр, и склад, и пекарня, а еще гараж с тракторной станцией. В 1991 году храм Пресвятой Троицы возвратили Русской Православной Церкви. Здание постепенно расчищали, убирали перегородки и реставрировали, сегодня храм выглядит удивительно красивым. Внутри установлен уникальный каменный иконостас, длина которого составляет 40 метров. Приход храма Пресвятой Троицы ведет активное социальное служение, помогает нуждающимся. При храме открыт детский приют, в котором живут социальные сироты: 30 детей в возрасте от 2,5 до 16 лет. Старшие дети посещают Православную гимназию при храме. Работает социальный центр «Надежда» для ребят-инвалидов. И приют, и центр существуют с Божией помощью и благодаря помощи неравнодушных людей. Через дорогу от церкви, как и прежде, стоит цементный завод. В 2020 году ему исполняется уже 150 лет. Это единственное предприятие в России, выпускающее белый цемент. Завод, который основали «русские немцы», в наши дни является собственностью французско-швейцарской компании ЛафаржХолсим. И храм, и завод, и Щурово хранят память о своих исторических корнях.
Московская область, Коломна, Октябрьская улица, дом 3, Троицкий храм в Щурово.
Добавить комментарий: